Межполушарная асимметрия Сенсорные асимметрии Зрение. Цвет воспринимается сразу ведущим глазом, а неведущим — чуть позже. У правого глаза шире поле зрения, им же лучше осуществляется прицеливание. На явление асимметрии зрения рассчитаны некоторые эффекты живописи. Явление сенсорной асимметрии касается остроты слуха и способности более точно определить местонахождение источника звука. Так, большинство здоровых людей лучше слышат левым ухом, а с задачей выявления местонахождения источника звука лучше справляется правое ухо. Такое явление получило название эффекта правого уха.

Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения Творческий Х Центр

Обучение, ориентированное на левополушар-ное мышление, конкуренцию, страх и отрицательные эмоции, неизбежно ведет к стрессу, который является психофизиологической реакцией организма на воздействие среды, выходящее за границы адаптивной нормы. Установлено, что дети в школе пребывают в состоянии хронического эмоционального, информационного, сенсомоторного, нейровегетативного и психогенного стресса, истощающего симпатико-адреналиновую систему, обеспечивающую основы иммунологической, нейро-гуморальной и психической жизнедеятельности.

Кроме того, стрессам способствует постоянная угроза наказания за ошибочные ответы и действия.

Индивидуальный латеральный профиль (профиль латеральной . опознания эмоций страха и гнева [38], (термины представлены в приложении.

Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека Москвин Виктор А. В монографии рассмотрены вопросы связи функциональных асимметрий человека с его индивидуально-психологическими характеристиками. В монографии изложены данные исследования свыше 3 тыс. Монография представляет интерес для психологов, психофизиологов, педагогов и всех, кто интересуется проблемами индивидуальных особенностей и функциональных асимметрий мозга. От авторов В предлагаемой вниманию читателей монографии рассмотрены вопросы связи межполушарных отношений с индивидуальными различиями человека.

Несмотря на то, что проблема функциональных асимметрий как человека, так и животных исследуется уже не одно десятилетие, интерес к ней не ослабевает. В России она активно разрабатывается специалистами разных направлений нейронауки психологами, физиологами, нейропсихиатрами в научных центрах Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Новосибирска, Краснодара, Самары, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Ярославля и ряда других городов. Предметом исследования данной работы явились индивидуальные различия субъективной реальности человека, обусловленные его межполушарными асимметриями особенностями строения мозга.

В монографии изложены результаты исследований в этой области, проведенные авторами и их учениками. Работа является частью системных исследований латеральной индивидуальности человека, разрабатываемой в рамках дифференциальной психофизиологии и нейропсихологии индивидуальных различий совместно с факультетом психологии МГУ им. Ломоносова под общим руководством проф. В монографии подводится итог летних исследований авторов в данной области.

Методы исследования латеральных признаков и индивидуальных профилей латеральности человека 2. Способы диагностики функциональных асимметрий на основе выявления особенностей латеральных признаков Проблема исследования функциональных асимметрий человека и проблема поиска корреляций латеральных признаков с его индивидуально-психологическими различиями приобретают в последние годы все большее значение, поскольку они напрямую связаны с запросами практики.

Полученные данные успешно используются для решения целого ряда задач, связанных с вопросами профориентации, профотбора, профподбора, решения задач реализации принципов дифференцированного обучения и т. Методики исследования функциональных асимметрий и латеральных особенностей человека многообразны и достаточно подробно описаны в целом ряде работ, как отечественных Лурия, ; Мосидзе, Рижинашвили, Самадашвили, Турашвили, ; Брагина, Доброхотова, , ; Доброхотова, Брагина, ; Хомская, Ефимова, Будыка, Ениколопова, , так и зарубежных авторов , , ; ,

страхи у ребёнка (перемена света, громкий звук, отсутствие матери, чужие люди, переход к твёрдой пище):______ Латеральный профиль.

Экстрапирамидная система управляет также разнообразными двигательными навыками, автоматизмами. Классификация апраксий по А. Апраксии — это нарушение произвольных движений и действий при поражении коры головного мозга, не сопровождающееся четкими элементарными двигательными расстройствами парезы, параличи, нарушение тонуса и т. Лурия выделил 4 вида апраксий, которые зависят от фактора поражения: Человек не получает обратную связь.

Страдает праксис позы невозможность придать части тела нужного положения. Не чувствует расположение пальцев руки и т. Нарушаются все предметные действия, письмо, не может правильно взять ручку. Усиление зрительного контроля помогает. С закрытыми глазами — недоступно. Нижние отделы премоторной области нижний лоб. Нарушено плавное переключение с одной операции на другую. Элементарные персеверации — начав движение, Больной застревает повтор операции.

Теменно-затылочные отделы, особенно при левых очагах.

Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека в дифференциальной пси

Хомская, - доктор медицинских наук, профессор А. Черноризов — доктор медицинских наук, профессор С. Лобанов — доктор биологических наук, профессор З. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета.

классификаций индивидуального латерального профиля. Описываются различия асимметрии, индивидуальный латеральный профиль, индивидуальные особенности .. ситуациях (волнение, страх и т.д.) [19]. К. Ханнафорд.

Генетика Как ваш мозг формирует самые значительные воспоминания? Исследования страха, проводимые на крысах, существенно помогали нам это изучить. Хотя страх людей и крыс являются разными вещами, способы, с помощью которых крыса и человеческий мозг и тело отвечают на опасность, подобны по своей сути. По причине того, что есть стержень многих человеческих патологий, от панических приступов до посттравматического стрессового нарушения, прорыв в понимании системы страха мозга может привести к новым путям лечения этих нарушений.

Эта область получает информацию от всех органов чувств и в свою очередь контролирует разнообразные цепочки, которые вызывают усиление сердцебиения, потение ладоней, урчание в желудке, напряжение мышц и гормональные выбросы, которые характеризуют"состояние боязни". Амигдала крысы отвечает на естественные природные опасности крысы боятся котов без специального обучения этому и учится новым опасностям звукам, знакам и запахам, которые появляются в присутствии котов и других угроз.

Посредством изучения способов, с помощью которых мозг запоминает эти раздражители, такие как звуки, предшествующие опасности, наша система изучения страха и памяти в целом, объяснялась на основе исследования крыс. Существуют данные, что амигдала рептилий и птиц имеет подобные функции.

Индивидуальный латеральный профиль

Индивидуальные различия в мнестической и мыслительной деятельности, обусловленные латеральными особенностями 4. Индивидуальные различия в речевых и вербальных процессах, особенностях восприятия времени, обусловленные латеральными особенностями 5. Классификация психологических проблем, при которых необходима психофизиологическая диагностика Синдром дефицитарности подкорковых образований базальных ядер мозга Синдром дефицитарности стволовых образований мозга дисгенетический синдром Синдром функциональной несформированности правого полушария Особенности психофизиологической диагностики 7.

Программы психофизиологической диагностики при различных видах клиентских запросов Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификации — Методики псходиагностики внимания Психодиагностическое обследование при проблемах с чтением и письмом дислексией и дисграфией Приложение А 1.

Причём испытуемые с разными профилями латеральной организации (ПЛО) Определяя выражение страха, испытуемые с типом профиля ПЛП дали.

Индивидуальный латеральный профиль профиль латеральной организации - индивидуальное сочетание функциональной асимметрии полушарий, моторной и сенсорной асимметрии. Функциональная асимметрия — специализация каждого полушария при выполнении отдельных функций. Моторная асимметрия проявляется в неравенстве участия правой и левой половины тела в движении Сенсорная асимметрия — функциональное неравенство парных органов чувств. Многообразие латеральных профилей определяет многочисленность сочетаний всех признаков асимметрий, и, следовательно, обуславливает индивидуальность и неповторимость нервных связей каждого человека.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга, являющаяся одной из причин существования у человека определенной структуры психики, отражает различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Полушария мозга соединены друг с другом белым веществом — мозолистым телом, образованным моторными и сенсорными аксонами.

Миллионы нервных окончаний, передающих информацию из одного полушария в другое, обеспечивают интегрированное мышление. Впервые асимметрия в функциях полушарий была обнаружена в году в Монпелье сельским врачом Марком Даксом, установившим связь между повреждением левого полушария и потерей речи у 40 больных. В году на заседании Общества антропологов в Париже Эрнст Обуртен представил доклад о локализации центра речи в лобных долях. Позже Поль Брока доказал, что центр речи локализован в левой лобной доле.

Он выявил разницу в среднем весе левого и правого полушария, описал область мозга, связанную с экспрессией речи. Сейчас эта область называется зоной Брока. Вернике в году описал участок мозга, повреждение которого вызывает вербальную амнезию, названную позднее афазией Вернике, а соответствующий участок мозга имеет название зона Вернике.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета. Ученый секретарь кандидат психологических наук, доцент Э. В психофизиологии в настоящее время проведено большое число исследований по разработке концепции об иерархической организации субъективной реальности человека Б. Голубева, , ; Н.

(Брагина, Доброхотова, ) или «профиль латеральной организации» . ( радости, горя, страха, гнева) по фотографиям у испытуемых с разным.

Эмоции и межполушарная асимметрия мозга Понимание мозговых механизмов реализации эмоциональных процессов и состояний требует прежде всего исследования этой проблемы в контексте более общей проблемы межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия. Разработка проблемы связи эмоций с функциональной асимметрией мозга в современной медицинской психологии осуществляется в рамках нескольких направлений. В настоящем обзоре мы остановимся на двух, а именно: Изучение специфики эмоционально-личностных особенностей здоровых лиц, имеющих различный профиль межполушарной асимметрии мозга.

Изучение связи особенностей нарушения эмоционально-личностной сферы с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга у взрослых и детей. Данное направление составляет содержание собственно нейропсихологического изучения эмоций. Каждое из этих направлений делает вклад в общее представление о мозговом субстрате эмоций, о роли левого и правого полушарий в их осуществлении. Следует отметить, однако, что в целом изучение проблемы полушарной мозговой организации эмоций начато сравнительно недавно как в советской, так и в зарубежной психологии и имеющиеся литературные данные далеко не полны и содержат ряд противоречий.

Изучение специфики эмоциональной сферы у здоровых лиц с различными профилями функциональной асимметрии мозга Одно из первых систематических исследований связи"рукости" с особенностями эмоционально-личностной сферы чертами темперамента было проведено психологами Мичиганского университета Е. Было обследовано большое число здоровых лиц человека, из них - леворуких двух возрастных групп: Сопоставлялись показатели"рукости" с показателями темперамента, проявляющимися в эмоционально-личностных характеристиках.

В первой возрастной группе было выявлено достоверное преобладание у леворуких мужчин показателей по факторам"общая эмоциональность","страх" боязливость и"гнев" эмоциональная несдержанность , а также снижение уровня самоконтроля и наличие признаков социальной дезадаптации.

Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета. Ученый секретарь диссертационного Совета, кандидат психологических наук, доцент Э. В психофизиологии в настоящее время проведено большое число исследований по разработке концепции об иерархической организации субъективной реальности человека Б. Голубева, , ; Н. Данилова, , ; В.

Латеральный профиль – это индивидуальное сочетание ведущего полушария мозга и ведущих модальностей (глаз, ухо, рука, нога). От этого сочетания.

Структура Индивидуальный латеральный профиль человека включает в себя: Функциональная асимметрия мозга — это сложное свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у человека определенной структуры психики.

Полушария мозга соединены друг с другом белым веществом, состоящим из моторных и сенсорных аксонов, называемых мозолистым телом, которое осуществляет быстрый доступ информации из одного полушария в другое, способствуя интегрированному мышлению. Впервые асимметрия в функциях полушарий была обнаружена в году Марком Даксом. Это был сельский врач, который установил связь между повреждением левого полушария и потерей речи у 40 больных.

Позже Поль Брока обнаружил, что центр речи локализован в левой лобной доле. Вслед за работами Дж. Вернике в веке были открыты новые явления в области функциональной межполушарной асимметрии. Позже Роджер Сперри Нобелевский лауреат года открыл, что каждое из полушарий является ведущим в реализации определенных психических функций.

Он оперировал больных, страдавших тяжелыми приступами эпилепсии.

Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей

Человек не нападающий вид, мы не из тех, кто крадется на мягких лапах в предрассветной тьме, мы из тех, кто с визгом лезет на пальму. Мы не охотники, мы еда. И это очень заметно по устройству нашего мозга. У человека сложные и разветвленные сети занимаются формированием и управлением страха, поэтому и ломаются они часто. У нас огромное разнообразие и распространенность нарушений, связанных с патологической тревожностью и страхом, в то врем как формы патологической агрессии относительно редки, и как правило относятся к проявлениям внутривидовой агрессии.

Умение быстро и по делу испугаться критично для выживания.

Оценку профиля латеральной организации (ПЛО) функций проводили по личности и выраженность трех базальных эмоций – радости, страха и.

Новокуйбышевск, год Уважаемые педагоги и родители! Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, в которых освещен нейропсихологический подход к организации обучения детей дошкольного и школьного возрастов с ограниченными возможностями здоровья. В них рассматриваются вопросы влияния латерального профиля на успешность обучения и осуществления образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. В приложении представлены методы диагностики ведущей модальности и функциональной ассиметрии головного мозга у детей.

Широко представлены антистрессовые кинезиологические комплексы упражнений для детей, рекомендации для педагогов и родителей. Надеемся, что данная информация будет востребована вами при организации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Желаем вам успехов в работе и достижения положительных результатов.

Надеемся на дальнейшее сотрудничество! Роль индивидуального латерального профиля в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья стр. Возрастная динамика функциональной асимметрии полушарий стр. Обучение детей с разным типом мышления стр.

TI5 Player Profiles - N0tail - Cloud 9